Не так давно мы рассказывали, как весь прошлый год Болгария снабжала Украину дизелем, который производился на дочернем предприятии российской компании. И периодически покрывала до 40% потребностей ВСУ.
В 2022 году крупнейший на Балканах и единственный в Болгарии НПЗ «Лукойл Нефтохим Бургас» выпустил почти вдвое больше топлива, чем годом ранее. Доля компании на дизельном рынке Болгарии составляет около 95%, однако объемы продаж на территории страны за 2022 год были существенно ниже уровня ее потребления. Немалая часть топлива была отправлена автоцистернами и железнодорожными локомотивами в Незалежную.
После серии публикаций в СМИ компания «Лукойл» опровергла заявления о снабжении ВСУ и даже пообещала обратиться в суд для защиты деловой репутации. Упор делается на то, что формально эксклюзивным торговым представителем «Лукойла» по поставкам нефтепродуктов за пределы России является швейцарский трейдер Litasco. Именно он стал «материнской» компанией для НПЗ в Бургасе.
Однако Госдума в свою очередь поручила комитету по безопасности и противодействию коррупции выяснить у Генпрокуратуры и Минэнерго, как же так вышло, что дизель для украинских танков и бронемашин производился из российской нефти на НПЗ, фактически находящемся под управлением российской компании.
А на днях были опубликованы свежие данные Таможенного управления соседней Румынии. Они показывают, что экспорт топлива из Румынии на Украину в прошлом году также рекордно увеличился.
Показатели выросли в 30 раз и достигли почти 1 млн тонн. Еще 250 тыс тонн топлива было отправлено из Румынии в Незалежную транзитом. Это в 96 раз больше, чем в 2021 году. А лидирующие объёмы переработки среди румынских НПЗ также, как в Болгарии занимает принадлежащий «Лукойлу» НПЗ.
Крупнейший в Румынии нефтеперерабатывающий завод Petrotel Lukoil, расположенный в городе Плоешти, перешел под контроль «Лукойла» в 1998 году. Нефть поступает на завод из порта Констанца на Черном море, в год он перерабатывает до 2,5 млн тонн.
Еще в 2014 году у Petrotel-LUKOIL начались проблемы из-за расследования случаев уклонения от уплаты налогов и отмывания денег. Определенную роль, разумеется, сыграл и политический фактор: после возвращения полуострова Крым в состав РФ руководству компании предлагали продать проблемные румынские активы.
После начала СВО дела пошли еще хуже: в связи с уходом из Италии «Лукойл» потеряла 60,76% зарубежной нефтепереработки, и среди ее зарубежных активов остались только румынский Petrotel Lukoil и болгарский Lukoil Neftochim Bourgas. Однако объемы переработанной нефти на обоих заводах, как и объемы экспорта дизеля из Болгарии и Румынии на Украину, колоссально выросли.
И есть все основания предполагать, что в этом году показатели станут еще больше. В связи с решением болгарского правительства о скором введении внешнего управления на НПЗ в Бургасе Litasco уже заключила сделку на 12 млн долл. США с государственным оператором нефтяного терминала в румынском порту Констанца.
В 2023 году Litasco останется основным клиентом Oil Terminal и будет осуществлять транспортировку нефти на НПЗ Petrotel Lukoil. В контракте «полностью учитывается эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов».
Учитывается ли в контракте этическая сторона снабжения румынской дочкой «Лукойла» противника столь необходимым ему топливом, неизвестно.