В начале года девальвация рубля продолжилась. Если на конец 31 декабря курс был равен примерно 70 рублям за доллар, то 6 января рубль закрыл на отметке в 72,12. То есть, девальвация ещё примерно на 3%.
Конкретно сейчас ничего страшного и критического нет. Диапазон 70-80 рублей за доллар является вполне комфортным уровнем для всей экономики, обеспечивая баланс между интересами государства, компаний и граждан. Понятно, что кто-то выигрывает больше, кто-то — меньше. Кто-то — вообще не выигрывает. Однако это то значение, при котором сильной просадки в доходах не будет ни у кого.
Тем не менее, ситуация является тревожной. В первую очередь потому, что экономика во многом продолжает жить в либеральной парадигме, когда доходы бюджета, да и ряда секторов экономики обеспечиваются за счёт девальвации рубля. Если курс национальной валюты уйдет за 80, то это чревато риском резкого роста инфляции. А, значит, падением реальных доходов населения.
Если говорить грубо, то курс >80 также вреден для экономики, как и курс 50-55, установившийся летом прошлого года. Да, ситуативно при девальвации выигрывает бюджет и выигрывают экспортеры.
Однако уже в среднесрочной перспективе возникают проблемы. Так, падение реальных доходов граждан вынуждает правительство увеличивать расходы по социальным статьям бюджета. У экспортеров растут издержки на приобретение импортного оборудования, которое может вообще перестать обновляться, растут расходы на логистику, страхование и т.д.
В общем, происходят обратные процессы. Так, при курсе в 50-55 рублей в краткосрочной перспективе импорт, действительно, становится более дешевым, что позволяет гражданам нарастить потребление импортных товаров. В моменте реальные доходы и, даже, уровень жизни, действительно, растут. Однако поскольку в бюджете становится меньше денег, то правительство вынуждено оставлять так называемые защищенные статьи бюджета (социалка, оборонка и т.д.) и резать расходы на экономику. Отрасли реального сектора экономики получат меньше денег. Те, которые существуют, будут проигрывать конкуренцию дешевому импорту из-за урезания субсидий, а те, кому нужно профинансировать инвестиции, не будут этим заниматься из-за их бессмысленности.
Но да ладно. Издержки от излишне крепкого курса нам уже не грозят. Однако появляются издержки от возможного излишне слабого курса (>80).
К сожалению, финансовые власти страны так и не задействуют новые инструменты, предпочитая оперировать старыми. Одним из таких инструментов является механизм ограниченной эмиссии.
Если необходимо направить деньги на инвестиционные расходы (не путать с текущими), то без всякого риска для инфляции возможно запустить печатный станок для эмиссии ограниченного количества рублей, необходимых для финансирования того или иного проекта реального сектора экономики. Естественно, статистическая инфляция здесь будет наблюдаться. Однако цифры окажутся в разы меньшими, чем при инфляции, вызванной излишней девальвацией национальной валюты.
Более того, в среднесрочной перспективе запуск того или иного предприятия повлечет за собой дезинфляционные процессы, поскольку на рынке появится дополнительное количество товаров и услуг. Которые, к слову, не будут зависеть от импорта и, соответственно, от колебаний курса валюты.
Эта вещь настолько очевидная, что уже не нуждается в пояснении. Возможно, она была спорной ранее, когда системные либералы находились на своем пике в 2000-х годах и могли обосновать предложенную ими модель высокими темпами роста экономики и доходов граждан. Однако сейчас методы двадцатилетней давности не работают. Либеральная модель обанкротилась. Необходимо применять иные механизмы. Тем не менее, нынешние представители финансового блока (в первую очередь, Минфин и ЦБ) будут до конца привержены либеральной парадигме. И не откажутся от неё до конца своего срока пребывания на высоких постах.